«Кетоз — это нормальное физиологическое состояние. Кетоны — это самое главное открытие после пенициллина» — д-р Р.Вич
В воскресенье 2 февраля 2020 г умер доктор Ричард Вич (Richard Veech), биохимик, выпускник Гарварской школы медицины, работавший с такими легендами исследования человеческого метаболизма, как Ханс Кребс, Отто Варбург и Альберт Ленингер, он внёс неоценимый вклад в изучение кетогенной диеты. Я перевела для вас статью журнала Medium.
Про других кетоноваторов можно почитать в рубрике «кетоноваторы».
Ричард Вич, исследования которого изменили наше понимание метаболизма человека, умер, или, как он бы сказал сам, его «нуклеотидные коферменты НАДФ» (переносчики электронов в митохондриях) достигли своего окончательного равновесия в воскресенье в своем доме в Роквилле, штат Мэриленд. Ему было 84 года.
Доктор Вич в течние более 50 лет изучал нюансы человеческого метаболизма. Его работа высоко ценилась среди его коллег.
«Он полностью перевернул наше понимание метаболизма», — сказал доктор Томас Сейфрид из Бостонского колледжа.
Большая часть его карьеры была потрачена на то, чтобы раскрыть биоэнергетику горстки молекул, переносящих энергию, называемых нуклеотидными коферментами, маленькими молекулами, которые действуют как батарейки, питающие тысячи реакций человеческого метаболизма.
Работая в Оксфорде доктор Кребс дал Вичу чрезвычайно сложный проект: измерить потенциальную энергию, запасенную в нуклеотид-коферменте NADPH, измерив отношение его окисленной формы к восстановленной форме. Задача была невероятно технически сложной из-за очень небольшого количества этого кофермента, присутствующего в клетке в любой момент времени. После года кропотливой работы он получил результат и представил свои данные группе. «Это не может быть правдой», — прокомментировал Кребс. «Да черт возьми, это — правильно!», — ответил Вич, который всегда говорил то, что думал. В конце концов, результаты Вича были действительно верны и привели к тому, что они с Кребсом стали соавторами самой важной публикации в карьере Кребса.
Затем он обнаружил нечто даже более интересное: небольшая молекула, называемая бета-гидроксибутират, известная как кетоновое тело, обладала некоторыми замечательными свойствами. Бета-гидроксибутират естественным образом вырабатывается печенью, когда человек голодает или питается кетогенно. В частности, доктор Вич обнаружил, что бета-гидроксибутират обладает уникальной способностью увеличивать потенциальную энергию критически важного запасающего энергию нуклеотидного кофермента, называемого аденозинтрифосфатом (АТФ), таким образом, фактически «турбо-заряжая» весь наш метаболизм.
Доктор Вич утверждал, что эта особенность бета-гидроксибутирата была необходима для эволюции человека; облегчение нашего выживания через неизбежный дефицит пищи на протяжении всей нашей истории. Способность нашего организма переключаться на метаболизм кетонов, когда пища была недоступна, позволяла человеку выживать в течение 2 месяцев, по сравнению с 2-3 неделями при нормальном (углеводном) метаболизме.
Вич считал, что кетоз имеет жизненно важное значение для здоровья человека, однако в западном мире оно было маргинализовано просто из-за нашего постоянного доступа к пище, особенно дешевым углеводам. «… Кетоз — это нормальное физиологическое состояние. Я бы сказал, что это нормальное состояние человека. Это не нормально, когда Макдональдс и деликатесы на каждом углу. Нормально голодать», — сказал он в статье в «Нью-Йорк Таймс» в 2002 г.
Доктор Вич утверждал, что многие проблемы со здоровьем, с которыми сегодня сталкиваются люди на Западе, связаны с тем, что они редко входят в терапевтическое состояние кетоза. Доктор Вич часто называл кетоновые тела «сверхтопливом» или «магией», конечно, не в прямом смысле этого слова, а в том смысле, что они обладают странной способностью исправлять спектр проблем со здоровьем, которые проявляются из ограниченной способности генерировать энергию эффективно — состояние, известное как резистентность к инсулину — состояние, которое многие испытывают постепенно по мере старения.
Он осознал потенциал в разработке пищевой добавки, которая могла бы имитировать кетоз и восстанавливать энергетический статус нуклеотидных коферментов, которые управляют нашим метаболизмом.
Он продолжал сотрудничать с профессором Киеран Кларк в Оксфордском университете в разработке молекулы, называемой сложным эфиром кетона, которая при попадании в организм превращается в те же кетоновые тела, которые организм естественным образом вырабатывает во время кетоза без необходимости голодать или соблюдать кетогенную диету. Это как раз те самые экзогенные кетоны, о которых мы иногда говорим, т.е. кетоны «извне».
Доктор Вич твердо верил, что кетоновый эфир может дешево и безопасно лечить самые острые хронические заболевания западного мира: болезнь Альцгеймера, диабет и сердечно-сосудистые заболевания, а также других, казалось бы, не связанных состояний, таких как сотрясения мозга, болезнь Паркинсона и отравление радиацией. В публикации 2003 года он задал вопрос «Каковы потенциальные возможности использования бета-гидроксибутирата?». Его ответ: «Теоретически любое состояние, при котором подача кислорода к клеткам может быть ограничена, является способом исследования. Этот список будет охватывать практически все болезни».
Недавние исследования выявили дополнительные качества бета-гидроксибутирата, в частности, его способность действовать в качестве сигнальной молекулы, изменяя экспрессию генов таким образом, который способствует ДОЛГОЛЕТИЮ — качество, которое подметил доктор Вич более 15 лет назад. «Наконец-то можно сказать, что бета-гидроксибутират, сыгравший столь важную роль в эволюции человека, имеет более значимые плейотропные (множественные) эффекты, а не является только источником энергии».
Доктор Вич назвал этот многообещающий потенциал кетонов «самым важным открытием после пенициллина». Его коллега К.Кларк в статье 2019 г говорила о том, что кетоновый эфир в конечном итоге будет «более или менее общим тоником для населения в целом».
Общественность, возможно, не оценила потенциал экзогенных кетонов доктора Вича так быстро, как ему бы хотелось, но к 2004 году ими заинтересовались военные. После обращения в ВМС США, объясняющего потенциал кетонового эфира для улучшения выносливости и умственных способностей спецназа, цитируя предыдущие публикации, в том числе показывающие, что мышиное сердце работает на 25% сильнее, используя меньше кислорода, в присутствии бета-гидроксибутирата, DARPA (Американское управление перспективных исследовательских проектов в области обороны) выписало доктору Вичу чек на 10 миллионов долларов на разработку кетонового эфира.
«N.I.H. никогда не давал денег на такого рода метаболические исследования », — скаал в то время доктор Вич.
Я уже писала про эти исследования д-ра Д’Агостино, которые сейчас позволяют морским котикам не погибать от приступов, схожими с эпилептическими, находясь длительное время под водой.
Однако всё же д-р Вич надеялся, что однажды кетоновые эфиры будут использоваться не только в военных целях; что кетоны рано или поздно оценят полностью, так как они могут улучшить жизни миллионов людей.